понедельник, 12 ноября 2012 г.

Заикание у детей



Ещё одна статья рубрики посвящена такому дефекту речи как ЗАИКАНИЕ У ДЕТЕЙ. 
Сколько тысячелетий  человечество владеет речью, столько же известно и заикание.
Пророк Моисей «тяжело говорил» (читай – заикался), заикался и знаменитый древнегреческий оратор Демосфен, император Клавдий, а так же  известный драматург Жан-Батист Мольер, Диккенс, Наполеон, Бисмарк ….
Не углубляясь в историю, можно назвать Черчилля, Мэрилин Монро, Брюса Уиллиса, Жерара Депардье, Пьера Ришара…  Из россиян  – Котовский, Сергей Михалков, актёр Николай Бурляев, композитор Константин Меладзе … Список можно продолжать и продолжать!
Вывод однозначный -  заикание доставляет неудобства при бытовом общении, но отнюдь не мешает успехам в жизни!
Однако, несмотря на такие оптимистические выводы, заикание, особенно в детском возрасте доставляет массу неудобств. Заикающихся детей передразнивают, обзывают, причём не только сверстники. Это тяжело травмирует психику, глубоко ранит самолюбие. Переживает эти обиды ребёнок «про себя», а это приводит к усилению заикания. Чем больше думает он о своём дефекте, тем сильнее этот дефект проявляется.
Чем же могут помочь родители своему ребёнку в такой ситуации?
Заикающиеся дети  очень чутки и ранимы, поэтому родителям стоит постараться.
Им придётся  следить за своей речью. Наши дети — маленькие подражатели. Исходя из этого,  всем членам семьи надо разговаривать и с ребёнком и между собой медленно и непринуждённо, не перебивая друг друга.  Тогда такой же стиль речи выработается и у малыша.
Не перебивайте вашего ребенка, пока он не закончит фразу!
 Не заканчивайте фразу за ребенка, если вдруг он начал заикаться. Если часто перебивать речь ребенка, он начнет еще больше спешить и нервничать, чтобы «успеть всё сказать».
Не критикуйте  ребенка. Фразы : «Прекрати», «Подожди», «Подумай сначала о том, что ты хочешь сказать» не только не помогают, а наоборот усиливают заикание. Ребенок напрягается, чтобы не заикаться, а дополнительное напряжение только способствует развитию заикания. Критические замечания, даже сказанные с самыми лучшими намерениями, только ухудшают ситуацию.
Никогда не обсуждайте проблему заикания ребёнка при нём – особенно с чужими взрослыми.
Ребёнок очень чутко реагирует на проявление жалости к нему по этому поводу со стороны чужого человека и начинает думать, что «мама стыдится его».
Как  ни банально это звучало  – надо петь. Пойте вместе со своим ребёнком как можно чаще.
Очень хороший метод – «чтение на одном дыхании». Ребёнок  делает вдох и на выдохе прочитывает предложение от начала до конца. Если ребёнок ещё не умеет читать, то сами прочитайте ему какое-нибудь предложение и попросите повторить: ВДОХ – ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА ВЫДОХЕ. Если будете заниматься так регулярно, то в итоге у ребёнка выработается определённая привычка и в дальнейшей жизни она поможет говорить ему легко и без запинок.
Очень многие перестают заикаться в следующих ситуациях:
• наедине с собой;
• при речи шепотом;
• при очень громкой речи, при речи «командирским голосом»;
• при медленной речи и пении, рифмованной и ритмической речи;
• при разговоре с животными;
Кстати, австралийские учёные уже давно рекомендуют использовать попугаев для лечения нарушений речи у детей.
Особенно эффективно общение с этими птичками при заикании.
Ребёнок, получивший в подарок попугайчика, хочет научить того разговаривать, поэтому сам старается говорить с ним чётко и выразительно.
Зафиксировано немало случаев, когда уже через несколько месяцев заикание у ребёнка пропадает, а попугай радует семью выученными словами.
Необязательно покупать слишком  дорогую экзотическую птицу.
Вполне подойдёт волнистый попугайчик.
Важны два момента – птичка должна быть одна (в компании других птиц не так просто научить попугая говорить «по-человечески») и родители должны постоянно поддерживать ребёнка в его желании научить питомца говорить.
Удачи вам, дорогие мамы и папы!  Главное – попытайтесь сделать ребёнка уверенным в себе, в своих силах и у вас всё получится!

Игрушечки



 Мы с Вами поговорим об игрушках. А точнее, об их количестве.
С появлением в семье малыша молодые папочки и мамочки, а также бабушки и дедушки зачастую начинают покупать несметное множество игрушек. Однако можно очень часто услышать такую фразу: «Мой ребёнок ни с чем не играет. У него столько игрушек, а его ничего не интересует». В чем же причина?
Причина в том, что покупая ту или иную игрушку, мы порой не задумываемся о том, как с ней будет играть ребёнок.  Сейчас очень модно приобретать для своих малышей так называемые «развивалки» (развивающие игрушки), но зачастую сами взрослые в них играть не умеют. Поэтому подобные игрушки попадают в свободное пользование ребёнка. Малыш, в свою очередь, также не имеет представления, как играть с данной игрушкой и просто разбирает ее на части.
Вывод: прежде чем купить ту или игрушку подумайте, как бы  играли с этой самой игрушкой Вы, оказавшись на месте малыша.
Еще одно немаловажное условие в развитии игровой деятельности Вашей крохи – присутствие самого близкого для него человека – мамочки.
Ведь когда мама играет вместе со своим малышом, все игрушки словно оживают в ее «волшебных» руках. Поэтому, чтобы Ваш карапузик научился играть, без помощи мамы (папы) просто не обойтись.
Среди всего многообразия игрушек, существуют так называемые «правильные» и «неправильные» игрушки.
«Неправильные» игрушки, как правило, изготавливаются из неестественного материала, окрашены  в неестественные цвета. Такие игрушки отличаются чрезмерной похожестью на реальные предметы, и тем самым не остается места для развития фантазии и воображения.
«Правильную» же игрушку можно использовать во многих игровых ситуациях.
Например, кирпичик из деревянного конструктора может выполнять функцию сотового телефона, а также может быть плиткой шоколада или кусочком хлеба.
Таких многофункциональных игрушек должно быть как можно больше.
«Правильная» игрушка позволяет придумывать различные игровые ситуации, а значит, ей не придется пылиться на полке!

Ребенок боится воды – как преодолеть страх



Скоро закончится лето, и вы спешите использовать оставшиеся дни с пользой для малыша. Походы, отдых на природе, у реки или моря – это и приятное времяпровождение, и масса впечатлений, и закаливание. ..
Но часто перед вами – родителями стоит проблема боязни ребенком воды. Малыш, как бы вы его не уговаривали, категорически не желает «учиться плавать». Он предпочитает копаться в песке или строить что-нибудь из камешков, и ни за что не хочет хотя бы побродить по воде вблизи берега.
Не призывайте ребенка быть мужественным, не повторяйте без конца: «Ты же видишь, я в воде – ничего страшного!», и тем более не сравнивайте его поведение с поведением других детей, которые спокойно идут купаться.
Прежде всего, вам ненавязчиво нужно выяснить – откуда у ребенка возникла эта боязнь. Возможно, когда-то он поскользнулся в ванной и с головой ушел под воду или увидел по телевизору, как кто-то тонет, или услышал какую-то неприятную историю, связанную с водой. Малыш – это великий фантазер и любой случай он будет примерять на себя и домысливать. У некоторых детей страх вообще принимает фантастические формы – им может казаться, что их засосет в отверстие для слива и так далее.
В нашей семье бабушка сказала 4-хлетнему крохе, что если он будет низко наклоняться над водой, то утонет «навсегда». До этого у нас не было никаких проблем с купанием, и, можете себе представить мои чувства, когда собираясь купать сына, я вдруг услышала отчаянное: «Мамочка, не топи меня!»
Как же поступить родителям, чтобы боязнь воды не превратилась в настоящую фобию и не отравила тем самым последующие годы жизни вашего ребенка?
Заново и постепенно приучать его к купанию. У нас на это ушло около года. В ванну ставили тазик и так мыли сынишку, стараясь, чтобы ни в коем случае вода не попала ему в глаза или нос. Покупали ему «морские» игрушки – кораблики, дельфинов и рыбок. Наливали воду в ванну и он, стоя возле нее чуть ли не по часу, так играл. Воды с каждым разом наливали все больше. Конечно, после этого и ребенок был мокрым с ног до головы и в ванной комнате – настоящий потоп. Меняли одежду, вместе вытирали пол, приговаривая – как весело играть с корабликами и рыбками, устраивать шторм и брызгаться водичкой.
На море мы брали надувной бассейн, наливали в него воду и устанавливали на таком расстоянии от воды, на каком хотел малыш. Правда, с каждым разом расстояние становилось все меньше.
Мы и не заметили, как вдруг однажды он спокойно зашел в воду, конечно, у самого берега и начал там копать какую-то ямку. Думаю, что он и сам не заметил этого. Но страх был преодолен!
Итак, как вы поняли, уважаемые мамы и папы, во всем нужна постепенность, и не стоит против воли ребенка тянуть его купаться, даже если он находится на ваших руках. Уважайте его «я» — ведь то, что нам кажется несущественным, для малыша имеет значение.
И напоследок еще один совет – не спешите учить своего ребенка плавать «по-взрослому». Специалисты считают, что до пяти – шести лет детям лучше всего просто играть в воде, баловаться, используя нарукавники, круг или жилет. Всему свое время!

Профилактика заикания у детей



В статье «Заикание у детей» мы с вами, дорогие родители, беседовали о том – как помочь заикающемуся ребенку научиться говорить без запинок, чувствуя себя при этом уверенно.
Сам собой возникает вопрос – а можно ли предотвратить заикание, и как это сделать?
Можно! И для внимательных к своему ребенку мамы и папы это не составит большого труда. Просто нужно соблюдать некоторые правила в отношении малыша.
Заиканием называют нарушение речи (ее темпа, ритма, плавности), вызываемое судорогами речевого аппарата. Возникает этот дефект речи чаще всего в возрасте от двух до пяти лет.
Вот причины, заставляющие ребенка делать вынужденные паузы в речи, повторять отдельные звуки или слоги (то есть – заикаться):
- слабость речевого аппарата (врожденная)
- заболевания гортани или носоглотки
-инфекционные заболевания
- энурез
- черепно-мозговые травмы, полученные при родах
Конечно, родители не могут предотвратить вышеперечисленного. В таких случаях требуется вмешательство медиков, а мамам и папам нужно создавать комфортные условия малышу, чтобы у него не создалось и не закрепилось в дальнейшем чувство собственной неполноценности – еще раз сошлюсь на статью «Заикание у детей», которая будет полезна для родителей заикающегося ребенка.
Остальные же факторы полностью в компетенции ближайших родственников крохи, который учится владеть речью.
Вы должны предупреждать появление психологических травм у ребенка, к которым приводят конфликты в семье, чрезмерно строгое воспитание, ночные страхи (многие дети боятся спать без света или одни в комнате).
Не оставляйте дошкольника одного дома, даже если вам нужно выйти буквально «на минуточку» — в ближайший магазин за хлебом. Он согласится остаться, даже скажет, что не будет бояться, но только для того, чтобы не расстроить маму. На самом деле, комната без присутствия в ней родителей, населена для ребенка мифическими существами, которых порождает его фантазия и ему очень страшно!
Пожалуйста, не читайте малышу книги, не соответствующие его возрасту, а так же страшные сказки (особенно – на ночь).
Не позволяйте ему смотреть часто и подолгу телевизор, а так же передачи и фильмы или шоу для взрослых. Противопоказан просмотр телевизора перед сном – даже если это мультфильмы.
Не исполняйте все прихоти маленького «кумира» семьи, так как неизбежный когда-нибудь отказ может привести все к той же психологической травме.
Не перегружайте малыша впечатлениями во время болезни (грипп, ангина и так далее) и в период восстановления.
Если ваш ребенок начал говорить рано, имеет большой словарный запас, не заставляйте его выступать перед гостями со стихами и рассказами.
Не критикуйте малыша и не высмеивайте его недостатки – это тоже может привести к психологической травме.
Вас должно насторожить следующее:
- малыш вдруг не захотел разговаривать (такое его нежелание говорить может продолжаться от нескольких часов до суток). После этого, заговорив снова, он может уже начать заикаться.
- употребление ребенком перед некоторыми словами звуков – э, и, а и других, в данном случае – лишних.
- малыш испытывает вдруг затруднение перед тем, как начать говорить.
Во всех этих случаях обязательно, не откладывая, обратитесь к логопеду. Специалист поможет предотвратить развитие такого дефекта речи, как заикание у вашего ребенка.
Как вы поняли из статьи, главным предупреждением заикания у детей является благоприятная психологическая обстановка в семье и душевный комфорт малыша. Вот на это и должны направить свои силы родители и бабушки с дедушками!

Детские страхи – как помочь ребенку



Не раз мы – родители сталкивались с детскими страхами.

Дошкольники могут бояться резких и громких звуков, особенно – неожиданных; им неприятно и страшно, когда кто-то подкрадывается сзади; они могут бояться незнакомых предметов или насекомых (иногда даже красивых бабочек).
Эти страхи вполне объяснимы врожденным инстинктом самосохранения.

Но есть и другой вид детской боязни, который передается от родителей.

Например, маму когда-то в детстве покусала собака или даже просто напугала своим видом и лаем. В этом случае, скорее всего, ребенок также будет бояться собак.

Если мама или бабушка при грозе в тревоге закрывают все окна шторами, выключают все из розеток, то можно быть уверенным, что в дальнейшем у малыша разовьется панический страх перед громом и молнией.

Неправильно поступают родители, предупреждающие свое чадо на каждом шагу: «осторожно — паук», «берегись — собака», «не попади под машину» и так далее. Этим самым они приучают малыша жить в постоянной тревоге. А учитывая, что дошкольники в силу возраста не могут понять окружающий их мир, а фантазия у них богатая, они еще и «допридумывают» то, что не досказали мама или папа.

Сверхопека, когда родители или бабушки, пытаются «подстелить соломку» малышу, где надо и не надо, так же не дает ребенку приспособиться к жизни и порождает страх перед различными ситуациями.

Разлад в семье, равнодушие к детским эмоциям, стремление папы вырастить из сынишки «настоящего мужчину», обман («тетя сделает укол совсем не больно», а на самом деле укол оказывается очень больным), бесконтрольный просмотр телевизионных передач, страшные и жестокие мультфильмы или сказки – все это порождает детские страхи.

Некоторые взрослые считают, что с возрастом все проходит. Увы, чаще всего, детские страхи переходят в стойкий невроз, мешающий ребенку в его дальнейшей жизни.

Будьте внимательны к малышу, когда он говорит, что боится чего-то, не высмеивайте его, не призывайте к геройству. Придумайте, что вы сами в детстве боялись того же и расскажите – как избавились от своего страха. Читайте ребенку книжки, где нет страшных персонажей. Если ваш малыш боится спать без света – пусть в его комнате горит ночник. И не размещайте в детской предметы, которые неприятны малышу, какими бы красивыми они вам не казались.

Попробуйте вместе «уничтожить» страх ребенка. Если у вас доверительные отношения, он обязательно расскажет вам, что боится, например «монстрика» под кроватью. Нарисуйте с ним этого монстра и порвите рисунок на мелкие кусочки. Потом возьмите веник и прогоните это «чудовище» из-под кровати и дальше – за входную дверь. А под кровать на симпатичный маленький коврик поселите хотя бы доброго плюшевого мишку и дайте ему в лапы игрушечную саблю или пистолет. Мишка будет охранять детскую от «монстрика».

Включайте фантазию, будьте внимательны к малышу и страх, если не отступит совсем, то уменьшится, а у ребенка появится уверенность в себе.

Нужна ли малышу соска – пустышка?





Конечно, запретить пользование соской нельзя, чтобы не травмировать ребенка. Многие детки только спят с соской, а есть и такие, которые вообще не выпускают ее изо рта. При игре она может упасть на пол, закатиться под стол или вообще затеряться среди игрушек. Разумеется, воспитатель или нянечка помогут малышу найти соску, обязательно вымоют ее с мылом в кипяченой воде. Но все-таки, гораздо разумнее перед тем, как отдавать ребенка в детский сад, отучить его пользоваться соской вне сна.

Сколько существует человечество, столько времени не утихают дебаты о пользе или вреде соски – пустышки.

Давным-давно вместо соски-пустышки малышу давали «рожок», о воздействии которого на ребенка отрицательно отзывался ученый – медик из Военно-медицинской академии России Г. М. Герценштейн. Григорий Маркович считал, что дети, которым дают «рожок», затем приучаются сосать разные части своего тела – в том числе и плечо, что может привести к искривлению позвоночника и даже к отставанию в умственном развитии.

Но это было в дальние времена, и доктор был военным врачом.

В наши дни Бенджамин Спок -известный американский педиатр – считал, что соска-пустышка, наоборот, помогает малышу отвлечься от сосания собственного пальчика, а растущие зубки гораздо меньше подвергаются деформации.

Сейчас можно купить анатомическую соску (называются они по-разному — ортопедические, ортодонтальные, дентальные, но суть одна), форма которой соответствует строению десен. Именно ее рекомендуют приобретать дантисты.

Родители заинтересованы в здоровье нервной системы своего чада, и так как «сосательный» рефлекс заложен самой природой и ребенок «требует» соску, то отказывать ему не надо.

Если малыш засыпает с пустышкой, уберите ее тихонечко после того, как он уснет. Иначе, вам придется «вскакивать» всю ночь, чтобы «вернуть на место» выпавшую изо рта соску; да и ребенок будет спать беспокойно.

Постарайтесь не давать малышу пустышку во время бодрствования – отвлечь свое чадо от нее совсем несложно.

Пустышка «не отстает» от своего маленького хозяина, как правило, до полутора – двух лет. Ребенок бросает ее сам незаметно для себя и окружающих, но есть и такие дети, которым надо помочь в расставании с пустышкой.

Здесь все зависит от фантазии родителей. Придумайте историю исчезновения соски. Например, папа уехал в командировку и нечаянно забрал с собой пустышку или она сама такая волшебная «запрыгнула» в его чемодан. Или просто «потеряйте» соску и ищите вместе с ребенком, но, конечно, «безуспешно», или пусть она превратится в какую-нибудь интересную игрушку… Вариантов множество.

Только не следуйте «древним» советам – обмакнуть соску в соль, перец или горчицу… Как ни странно, находятся и сейчас родители, прибегающие к таким методам, которые иначе как варварскими и назвать то нельзя!

Самое главное, вы должны беречь нервную систему своего ребенка. Исходя из этого и выстраивайте свои «отношения» с соской-пустышкой.

О ГРИППЕ

 поговорим О ГРИППЕ, потому что сезон наступил и, как поётся в одной из песен Высоцкого: «Очень вырос в целом мире гриппа вирус…».
Вначале давайте узнаем – почему ГРИПП назвали именно ГРИППОМ?
Вот что по этому поводу говорится в этимологическом словаре русского языка  Семёнова: «В русском языке слово «грипп» появилось на рубеже XVIII–XIX вв. Впервые в письменном виде встречаем в записи ноября 1799 г. в юношеском дневнике Востокова «Летопись моя» в форме «грип». В начале XIX в. слово употреблялось в речи крайне редко и известно большей частью из литературных произведений (Пушкина, Толстого и др.). В словарях слово отмечается с 1847 г.»
В русском языке слово «грипп» – заимствование из французского (как и в других европейских языках) большинством этимологов трактуется как производное от глагола gripper – «схватить». Есть также предположение об исконном происхождении от слова «хрип» (хрипеть), по этой причине в некоторых европейских словарях конца XIX в. грипп определяется как «русская болезнь».
                                                                          ЧТО ТАКОЕ ВИРУС?
Вирусы — это  внутриклеточные паразиты. Они размножаются только в чужой клетке.  Вне живых клеток вирусы неактивны.
Они внедряются в клетку и заставляют её клонировать свои копии. В каждой клетке образуется от нескольких десятков до нескольких тысяч таких клонов.  Сама клетка чаще всего гибнет.
Бактерии же — это настоящие клетки, хотя и примитивные.
Вот почему грипп или ОРВИ не лечатся антибиотиками! Они предназначены для лечения бактериальных инфекций. Только при возникновении осложнений врач и ТОЛЬКО ВРАЧ может назначить антибиотики!
ПРОФИЛАКТИКА ГРИППА
Самое общеизвестное – грипп не любит привитых. Иммунитет после прививки появляется не раньше, чем через три недели.
«Прилипает» грипп обычно к тем, кто часто переохлаждается, так как после холода в организме резко снижается выработка интерферона – естественного лекарства против гриппа.
В аптеках продаётся ИНТЕРФЕРОН ( в коробочке инструкция – как его закапывать в нос), ОКСОЛИНОВАЯ МАЗЬ – проверенный противовирусный препарат (перед выходом на улицу – смазать носовые проходы), ГОМЕОПАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА против гриппа.
После возвращения домой с прогулки, из детского сада, из гостей и т.д. , вымыв руки с мылом, обязательно проследите, чтобы ребёнок прополоскал рот, нос и промыл глаза, потому что слизистые – это «двери» в наш организм для всяких вирусов и бактерий.
В комнате можно проводить своеобразную дезинфекцию: 3 – 5 капель пихтового, эвкалиптового или шалфейного масла накапать в аромолампу или просто на лопасти вентилятора и включить его на три минуты.
Во время эпидемии старайтесь избегать людных мест, не водите ребёнка в гости и магазины, не возите его в общественном транспорте.
И всеми известными вам способами УКРЕПЛЯЙТЕ ИММУНИТЕТ вашего малыша – это и закаливание, и спорт, игры на свежем воздухе, правильное питание, соки, фрукты, витамины…
СИМПТОМЫ ГРИППА
Грипп «стартует» быстро: с утра всё было нормально – к полудню слёг…
Температура, озноб, боль в мышцах и ломота в суставах, боль в глазных яблоках, головная боль. Кашель и насморк приходят позже или вообще не появляются .
Ребёнок становится сонливым, норовит лечь или прижаться к вам, так как его знобит.
Температура поднимается резко – до 39 – 40 градусов. Аппетит пропадает.
Иногда появляется тошнота.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Постараться не пропустить первые симптомы.
В первые часы после заражения (инкубационный период – от нескольких часов до трёх дней), когда вирус только начал свою подрывную работу, борьба с ним наиболее эффективна. Сразу –  горячее (конечно, чтобы не обжигало) питьё – чай с лимоном (мёдом, шиповником, малиной, чёрной смородиной),но не литрами, а по нескольку глотков каждые 10 – 15 минут.
Если температура не выше 38 – 38,5 градусов, то сбивать её не надо. Подъём температуры означает, что организм включился в борьбу с болезнью. Если же температура высокая, то сбивать её надо постепенно – резкое падение температуры – это сильная нагрузка на сердечно-сосудистую систему.
Можно снизить температуру с помощью компрессов . Хлопчатобумажную или льняную ткань смочить в холодной воде с добавлением лимонного сока. Выжать и обернуть икры ног на 10 – 20 минут. Снять, прежде чем ткань нагреется. Процедуру повторить до трёх раз. Затем укрыть ребёнка одеялом.
Нельзя сбивать температуру аспирином! Вирус гриппа и так снижает свёртываемость крови – может возникнуть кровотечение.  Пригодится  ПАРАЦЕТАМОЛ.
И ВЫЗЫВАЙТЕ ВРАЧА – только специалист определит степень тяжести болезни.
Ребёнку надо обеспечить домашний режим со спокойными играми или чтением без права выхода на улицу! Грипп – болезнь агрессивная, но быстротечная. Однако — если переносить грипп на ногах, могут возникнуть осложнения и это будет совсем уже другой  диагноз и другое, возможно, долгое лечение.
После выздоровления ребёнку нужен щадящий режим – без физкультуры, активных игр и поднятия тяжестей.
Две недели после гриппа держится синдром астении: это снижение выносливости , быстро наступающая усталость, постоянное ощущение «разбитости», снижение концентрации внимания, трудности в усвоении новой информации, замедление скорости принятия решения, раздражительность, внутренняя напряженность, неустойчивое настроение.
Попросите врача порекомендовать поливитамины, соответствующие возрасту ребёнка. Держите на столе сухофрукты – источник микроэлементов и больше НЕ БОЛЕЙТЕ!
webunder.ru

webunder.ru